Таро Джона Бауэра: обзор колоды про троллей и живой лес

На самом деле его звали Йон. А так — отличные карты.

Это была краткая рецензия на колоду «Таро Джона Бауэра» издательства «Аввалон-Ло Скарабео». Сейчас будет не-краткая.
Таро джона бауэра

Йон Бауэр — шведский художник-иллюстратор, работавший в начале ХХ века. Самые известные его работы — иллюстрации к сказкам про эльфов и троллей. Колода таро, разумеется, не его авторства: она проиллюстрирована работами Бауэра, составлена из них.

Подбор иллюстраций иногда удивляет. Думаю, особенно тех, кто знает сюжеты сказок-источников.
Вот, например, 3 Чаш.
Таро Джона Бауэра
В МБК — что-то о том, что тролли «провожают» женщину (на самом деле скорее девочку, по сюжету сказки) и «защищают» её. Это очень сомнительная защита, потому что это иллюстрация к сказке «Подменыши», и эти тролли украли девочку-принцессу из дворца, и прямо сейчас ведут её на вечеринку к другим троллям, куда ей идти совсем не хочется, и где ей будет плохо. Такая себе Тройка Чаш, ну?
Теперь эта карта в первую очередь напоминает мне теневую, сложную и неочевидную сторону 3 Чаш: развлечения, которые кому-то кажутся весёлыми, но не тебе; ощущение себя чужой, невозможность вписаться в чужую эмоциональную атмосферу (со стороны девочки) и навязывание свой атмосферы и лайфстайла другим (со стороны троллей).
В общем, смысл карты с этой иллюстрацией не пропал — но был, по-моему, к этому пугающе близок.

А вот на 8 Мечей Лось охраняет спящего ребёнка. Никакой привычной опасности и ловушки 8 Мечей тут нет — чистая остановка, пауза, некая вынужденность в этом: девочке нужно поспать, никуда от этого не денешься, а Лось не может никуда уйти, «застрял», потому что хочет охранять её сон. Здесь я уже прям согласна с выбором иллюстрации, но она всё ещё неожиданная и немного сбивает с толку.

Есть и несомненные, неоспоримые «попадания» иллюстрации в карту. Вот, например, какая Луна!

Вообще, конечно, это очень красиво. Бауэровские иллюстрации создают единый мир, а для колоды таро это важный момент: она сама по себе описывает мироздание, поэтому наличие проработанной вселенной в образах карт создаёт цельную и густую магию, внутреннюю энергию колоды. Здесь это мир шведских сказок и фольклора, троллей, гномов, духов природы и самой природы. Здесь маленькие дети теряются в лесу, общаются с его хозяевами и жителями, иногда это опасно, иногда — интересно, иногда это помогает им найти то, что они искали. Неплохая метафора для жизни вообще.
таро Джона Бауэра

И кстати о детях. Логично, что колода из иллюстраций к сказкам, особенно шведским, изобилует образами детей. Очень многие истории здесь о том, как маленький мальчик или девочка оказались в природном, волшебном мире. Поэтому отчасти эта колода — о детстве или о взаимоотношениях с детьми, «внутренними» или вполне реальными.
таро Джона Бауэра
Когда я дала её ученице, до этого работавшей только с лаконичными колодами и строго «по системе», она неожиданно для всех стала читать эти карты крайне метафорично, идя полностью от картинки. Так что такая возможность (или опасность) в работе с Таро Джона Бауэра есть. Эти маленькие дети, общающиеся со со страшными, мудрыми, злыми, добродушными, смешными, и совершенно нездешними троллями, действительно вызывают ассоциации и эмоциональный отклик. Думаю, с ними стоит быть осторожнее в работе с другими, чтобы не нанести своих проекций, зато это хороший шанс спросить самих кверенто_к: что вы здесь видите? кто вы на этой карте? а это вот — кто?
Такое чтение будет похоже на прогулку по древнему лесу: начинаешь с известной дороги (значений карт), а где в итоге окажешься — не знаешь, пока не дочитаешь сказку до конца.
таро Джона Бауэра

P.S. Я не любительница вдаваться в технические характеристики колод, я практически всеядна в этом плане, но для тех, кому важно, тут будет этот абзац.
Качество печати (ожидаемо) как у стандартных колод Ло Скарабео, меня оно полностью устраивает, хотя и не создаёт ощущения high-end колоды (ну, собственно, это и не high-end колода). Некоторые картинки показались мне не очень чёткими, при том что другие — чёткие вполне. Видимо, сложно было найти достаточный размер каких-то иллюстраций. Мне не критично, но вот так.
Зато я очень рада, что обозначения без надписей: число, ранг, масть, номер старшего аркана — всё дано символами. На такой лесной древней колоде не хочется слов, это «слишком человеческое».

Здорово, что нет полной рамки — только бордюр сверху и снизу карты. Рубашка не симметричная в обе стороны, там женская фигура в полный рост. Кому-то это может осложнить работу с перевёрнутыми картами.
А ещё моя колода очень приятно пахла, уютным типографским лесом.

Заказать колоду скоро можно будет в моём магазине Modern Magic.
И спасибо издательству «Аввалон-Ло Скарабео» за возможность сделать этот обзор.

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *