Карты таро возникли в культуре, увлекавшейся философией — в Италии эпохи Ренессанса. Тогда психологии как признанной научной дисциплины не существовало — и всё же колода таро психологична. Почему? Потому что философия Ренессанса стала гуманистической, сфокусированной на человеке, его личности, жизненном и нравственном пути, духовном и социальном становлении.
В этой статье мы рассмотрим три составляющих психологизма таро: философию Ренессанса, путешествие героя и архетипы. И всё это для того, чтобы лучше узнать себя с помощью мудрости таро.
Ренессанс (или эпоха Возрождения)
Это исторический период и культурное явление в Европе XIV-XVI веков. И, как уже упоминалось, Ренессанс подарил нам колоду таро.
Возможно, это покажется удивительным, но она не предназначалась для гадания: первые колоды таро использовали только для саморазвития. Старшие арканы таро демонстрировали чёткий порядок, последовательность стадий, через которые проходит человек в поисках совершенства.
Начинается всё с Дурака (или Шута) — в таро того времени это был аркан полного невежества и выпадения из социума. Однако, у Дурака были перспективы — путём развития своего духа он мог стать Магом (в то время он чаще назывался Фокусником), и завладеть вниманием публики (пусть и сомнительными путями), попутно учась ловкости и мастерству.
Дальнейшие ступени благородства духа шли через Императора (признанного и достойного члена общества, хозяина, отца), Иерофанта (Папу Римского, то есть религиозную доктрину), Влюблённого (совершающего судьбоносный моральный выбор), Колесничего (триумфатора, победителя) и так далее — к Страшному Суду и Миру (концу пути и райской гармонии).
Кстати, для женщины того времени модели духовного развития предлагались куда более ограниченные. Аркан Жрица (Папесса) показывал, вероятнее всего, нечестивый, неподобающий для женщины того времени сценарий (женщина на духовном престоле тогда виделась не иначе как обманщица и еретичка). А Императрица — образ “правильной” женщины: жены, хозяйки, матери и светской правительницы. Хорошо, что времена меняются, и теперь мы знаем, что путь развития души, раньше предлагавшийся мужчинам, доступен и актуален для всех.
(Однако я не советую тут сразу же клеймить колоду таро дремучей и сексистской! Уже одно включение образов типа Папессы в колоду — прогрессивный для того времени шаг. По сути, так образ духовной и авторитетной женщины всё же вошёл в колоду наравне с другими арканами, и со временем очистился от того налёта осуждения, что был вначале.)
Арканы таро предлагалось рассматривать — и постигать через символизм изображений заложенные в них идеи. Сейчас бы мы сказали — “впитывать архетип”. Долго и терпеливо изучая аркан Отшельник, человек Возрождения учился искать мудрость внутри себя и предаваться уединению, а, допустим, аркан Император мог быть полезен, чтобы понять идею властности, закона и порядка.
Размышления были тогда в моде — а колода таро стала удобнейшим инструментом для этого.
К этому, по сути, психологичному подходу сейчас стремятся вернуться многие современные ведьмы. И они не делают ничего революционного — наоборот, изучают истоки.
Путешествие героя (или мономиф)
— идея, ставшая известной нам благодаря мифологу Джозефу Кэмпбеллу в середине двадцатого века.
Согласно ей, в мифологиях народов по всему миру встречается один и тот же структурный набор: есть герой, и есть его шаги на пути становления, своего рода этапы, которые ведут его к развитию и совершенству (и достижению своих целей, конечно).
Эти этапы, по-видимому, естественны для человеческой психики: во всех сказках, легендах и мифах они повторяются и зовут нас последовать за героем в поисках себя.
Путешествие героя настолько явно кореллирует с идеей и структурой старших арканов таро, что исследователи таро не оставили это без внимания. Сооснователь “Школы психологического таро” Хайо Банцхаф назвал старшие арканы таро “путешествием Шута” (ведь понятно, что на месте кэмпбелловского героя в таро нулевой аркан Дурак, или Шут).
В общем, если будете читать “Тысячеликого героя” Джозефа Кэмпбелла, вспомните и о таро — и попробуйте подумать о том, какие арканы соответствуют каждому этапу путешествия героя, и как эти арканы проявлялись на вашем жизненном пути.
Архетипы
Слово “архетип” значит “изначальный образ”. Этот термин в психологию ввёл психоаналитик Карл Густав Юнг. Под архетипами понимают образы, своего рода символические фигуры, “обитающие” в нашем бессознательном.
Колода таро наполнена архетипами. Об этом написано много книг (например, “Архетипы таро” Алёны Солодиловой-Преображенской).
Например, аркан Дурак — это архетип внутреннего ребёнка. Медитация на этот аркан, или старое доброе ренессансное размышление, способны воссоединить нас с внутренним ребёнком и стать более непосредственными, спонтанными и наполненными жизнью.
Маг — архетип трикстера, умелой и готовой действовать ради собственной выгоды (а иногда и чтобы посмеяться и разыграть) внутренней фигуры.
Маг в паре со Жрицей часто видится и как Анимус и Анима, актуальные для женщин и мужчин архетипы “противоположного гендера”. То есть при женской социализации внутри остаётся скрытым активный и воинственный потенциал, так называемый Анимус. А мужчины социализируются так, что оказывается заперта внутри чувствительность и иррациональность — Анима. Контакт со своими Анимусом или Анимой — путь к гармоничному, всестороннему развитию вне гендерных стереотипов и комплексов.
Императрица и Император — это, конечно, архетипы матери и отца, ключевые фигуры для психоанализа. Мы можем и самостоятельно попробовать узнать что-то о своём контакте с этими архетипами, наблюдая за своим отношением к арканам Императрицы и Императора. Если какой-то из них вызывает боль, отторжение или протест — вероятнее всего, образы матери или отца для нас связаны с чем-то негативным, и стоит исследовать это поглубже.
Стоит упомянуть и Дьявола, пятнадцатый аркан в таро. Он соотносится с архетипом Тени — всего вытесненного, не принятого нами в себе или обществом в нас. То, что мы считаем нашими пороками или вовсе в себе не признаём, может вредить нам, пока мы отрицаем это. И, наоборот, дать большую силу, если найти с Тенью/Дьяволом контакт и дать этому архетипу поле для безопасного выражения себя.
Я описала только несколько основных архетипов — эта тема обширна и может исследоваться годами, по ней написаны книги. Если вы только начинаете погружаться в тему архетипов, можно посоветовать простую и целительную книгу-рабочую тетрадь Анны Духаревой “Колесо Архетипов”. А разобраться в теме архетипичности таро помогут книги Григория Зайцева или вебинар “Архетипы в каждой карте” от школы таро “Модель мира”.
Зачем нам знание о пересечениях системы таро и психологии?
Например, для того, чтобы разрушить стереотип о таро как глупой и антинаучной гадательной практике — и дать дорогу другому подходу, основанному на самопознании и интересу к человеческой психике и мировой культуре.
Статья оформлена фотографиями колоды Таро Забытых Легенд