Предзаказ на колоду нашего издательства Modern Magic Press «Таро Забытых Легенд» мы открыли почти год назад. За это время художница колоды Вельга отрисовала 78 карт и рубашку, сделала макеты, дизайн коробки, написала гайд к колоде (который ещё надо было сверстать и откорректировать), а мы согласовали работу с типографией, специализирующейся на производстве карт, получили от них сигнальный экземпляр колоды… И вот, наконец, «Легенды» в печати.
Мы вместе с теми, кто ждут предзаказанные колоды, удивились тому, как же долго это происходит: у нас в голове тоже была картинка с принтером, выдающим готовые карты за секунды.
(На фото — сигнальный экземпляр. Итоговая версия будет немного отличаться в лучшую сторону.)
Но процесс производства сложного заказа в типографии — не то, чем кажется. Да, он дольше, чем мы предполагали, но гораздо интереснее! Руководитель проектов типографии предложил написать письмо, которое проведёт нас по всем этапам создания колоды. Мы поделимся им с вами, чтобы вы увидели, насколько непростое, но захватывающее приключение проходит каждая колода, прежде чем оказаться в наших руках и инстаграмах.
Итак,
письмо из типографии…
(Авторская стилистика сохранена.)
Уважаемые коллеги!
Всем хорошо известно, что самая тяжёлая работа — это ждать. А самое бесценное качество — умение это делать. Однако всегда хочется знать (и понимать!), ради чего такие муки и какой в итоге приз. И зачастую неважно, что или кого ждём, важно, что фантазия подгоняет мысли, самые разные, а терпение не бесконечно. Мы хотим, вполне логично, получить то, на что поставили свои деньги, надежды и ожидания. А время всё тянется.
Я мог бы казённым и заумным языком изложить алгоритм взаимодействия всех составляющих нашего достаточно сложного, неторопливого и в то же время удивительно завораживающего производства. Но, поверьте, потому оно и удивительное, что говорить о нём хочется в уважительном тоне, без технической казуистики и с должным пиететом.
Мне кажется, более близкое знакомство с процессом рождения уникальных карт Forgotten Legends Tarot (Таро Забытых Легенд) немного развеет ауру недопонимания и позволит взглянуть на происходящее не с позиции скорострельности «настольного принтера», а с позиции чрезвычайно сложного создания маленького шедевра.
Поэтому я и хочу рассказать вам чуть подробнее историю появления на свет небольших стопок иллюстрированного картона, в частности, под названием «Forgotten Legends Tarot». А самое главное — пояснить, почему этот, казалось бы, такой простой (на первый взгляд!) процесс оказывается столь долгим, нудным и неспешным. Поверьте, это стоит узнать. Хотя бы для того, чтобы понять и почувствовать разницу между «ксерокопированием» изображений на писчей бумаге класса «Снежинка» в соседнем пункте «оперативной полиграфии» и запуском гигантского парка специализированного оборудования. Итак…
Сначала о бумаге. Основе основ. Здесь бывает разночтение: кто-то называет это бумагой, а кто-то картоном. По-своему правы все. Хотя нам ближе, когда при плотности от 300 грамм это величают картоном. Бумага бывает разная. Это знает даже школьник. То, что используют (по фактуре поверхности, пухлости — есть и такой термин! — и толщине) для производства упаковки, календарей, визиток и т.п., не совсем и не всегда (точнее, почти никогда!) не подходит для производства карт. К тому же, хороший производственник не держит картон в большом объёме у себя на складе. Во-первых, это не рационально, во-вторых, технологически неверно. Как и любой продукт, картон должен быть всегда свежим! И когда запускается большой тираж тех же карт, под него закупается и поставляется соответствующий объём картона. Мы это приобретаем на картонажных фабриках Европы, оттуда же и поставляем. Помимо необходимых свойств и качества, европейский картон стоит дешевле. Даже с учетом логистики. Что при нынешнем курсе рубля позволяет хоть как-то удерживать цену. Но мало его (картон) купить, гораздо важнее его привезти. Вся процедура перемещения материала (от оплаты картона на фабрику, ожидания его готовности и до момента разгрузки на собственный склад) занимает примерно 2-3 недели. Вот уже больше половины месяца прошло!
Пока картон «передвигается» из точки «А» в Европе в точку «В» в России, никто время даром не теряет. В порядке очереди (на карточном, да и любом другом полиграфическом производстве все заказы следуют строго один за другим: невозможно «выбросить» какой-либо тираж и поставить иной, который только что поступил для исполнения, и потому время ожидания очереди может составлять от 2-3 до 10-15 дней), в пре-прессе готовят предоставленные файлы к тиражу. Делают цветоделение, выводят плёнки, с которых потом изготавливают печатные формы на каждый цвет (для установки в печатные машины)… Одним словом, идёт черновая (но очень важная!) работа по подготовке тиража к первому этапу производственного цикла: печати!
Наконец, приезжает картон. Печатные формы подготовлены, наступает час запуска печатного процесса. Офсетную машину (на которой будет происходить, непосредственно, печать) промывают после предыдущего тиража, устанавливают пластины (печатные формы) и наносят краску на валы. Первый этап: приладка. Это когда первые (приладочные) листы картона, фактически, «автоматом» попадают в брак, т.к. четыре краски, образующие полноцветное изображение, не совмещаются в полной мере. Именно поэтому и делают приладку. Прилаживаются к полноценному печатному процессу, когда брак по печати сойдёт «в ноль», и на выходе будут качественно отпечатанные листы картона.
После того, как отпечатают лицевую сторону всех листов, их переворачивают и заново (начиная с приладки) печатают оборот (рубашку).
На следующем этапе все отпечатанные с обеих сторон листы поступают в лакировальную секцию. На их поверхность наносится карточный лак. После чего готовые листы проходят процесс отсушки (2-3 дня).
Теперь самое сложное. Тиснение золотом 22 карт (старшие арканы) из каждой колоды (прямо в листах). Почему в России никто не делает на картах тиснение разных изображений? Да потому что под каждую карту (на каждое изображение) необходимо подготовить свою индивидуальную оснастку. 22 формы (клише)! Изготовление таких клише занимает от 4 до 6 дней. Стоимость каждого достигает 4.000 рублей (84 000 рублей ушло только на клише для Таро Забытых Легенд). После этого начинается самое интересное! Непосредственно тиснение.
Кто не сможет посчитать «в уме» время, необходимое на тиснение 22 карт в 500 колодах, пожалуйста, вооружитесь калькулятором! Сначала умножьте 22 карты из каждой колоды на их количество (500 комплектов/тираж) и получите суммарно 11 000 карт (!), которые необходимо тиснить.
Теперь посчитаем время на выполнение этой операции. Для того, чтобы сделать тиснение 22 карт одной колоды, требуется примерно 1,5 часа (3,5 минуты уходит на настройку клише под каждую карту). За смену специалист может обработать всего 4-5 колод. За неделю (5 рабочих дней): 25 колод! Вопрос: сколько времени (недель) потребуется на тиснение 500 колод?
Правильно! Ровно 20 рабочих недель или… 5 месяцев! Представляете, сколько пришлось бы ждать, если бы наши конструкторы не усовершенствовали этот важный процесс? Что позволило значительно сократить временные затраты на данную операцию до 2 недель!
Следующий этап: cutting. Вот здесь очередь имеет большое значение, потому как, в отличие от печати, роспуск высохших листов на карты всегда загружен! Если коротко, то резка тиража и подбор карт занимает примерно 3-4 дня в зависимости от тиражного объема.
Ну всё. Почти приближаемся к финишу. Хотя… нет. Забыли нанести золото на обрезы (края, рёбра) карт. Времени с учетом подготовки торцов карт и, непосредственно, нанесения: от 3-4 дней до 2 недель. И это если всё пойдет нормально!
Теперь необходимо всё упаковать в коробку и вложить брошюру! Сколько времени потребовалось на изготовление коробки (вместе с золотым тиснением) и брошюры, мы даже не рассматривали. Эти дополнительные 5-8 дней уже не столь значимы на фоне всего остального.
Ну и в финале, друзья мои, небольшой квест. Найдите (в тексте) и запомните (или запишите) временные отрезки, которые требуются для выполнения той или иной операции и изготовления каждой опции. И суммируйте! А потом посмотрите общий срок… а ещё лучше, попытайтесь представить весь период производства. И, пожалуйста, постарайтесь сами для себя ответить на простой вопрос: а сколько бы мне потребовалось времени, чтобы всё это произвести? Не абы как, а так, чтобы понравилось всем. Вполне возможно, у вас это получилось бы за 2 недели?
Кстати, ведущие и более крупные (чем мы) европейские производители карт отводят на производство одной серии до 2-2,5 месяцев! Без опции тиснения по картам. Американский производитель выставляет лист ожидания от 3 до 6 месяцев. На этом фоне мы просто идеальны!
Да, коллеги, сегодня самая тяжёлая работа — это ждать. А самое бесценное качество при этом — умение это делать. И мне бы очень хотелось верить, что вместе со мной вы хоть немного поняли и прочувствовали процесс создания карт в целом… и столь долгожданных Forgotten Legends в частности.
В самое ближайшее время мы заканчиваем производство Таро Забытых Легенд, и все ваши желания и надежды наконец-то осуществятся.
Благодарю за внимание! Здоровья!
Руководитель проектов N & С
Игорь Коваленко