Золотой век, Сатурн и деньги: как астрология поможет объяснить капитализм

Эта статья основана на книге Alice Sparkly Kat «Money Magic: Etymologies of Saturn and Moon». Надеюсь когда-нибудь издать эту книгу на русском в нашем издательстве Modern Magic Press.

Лучше прочитайте, конечно, всю книгу, но вот тезисно то, что мне кажется важным.

магия и капитализм

1. Астрология как невероятно гибкая и ёмкая символическая система оказалась очень хорошим языком для понимания, объяснения и интерпретации экономических, политических и социальных процессов. Символы и концепты астрологии впитывали и отражали даже самые тонкие и сложно выразимые тенденции в обществе (в данном случае рассматривалось западное общество — и его взгляд вовне, за свои пределы).

2. Сатурн — как бог и как концепт — король Золотого века. А Золотой век — это всегда нечто, что было в прошлом. Это воспоминания человечества об аграрном обществе, до городов, до иерархической власти (которую олицетворяет Юпитер, сместивший Сатурна). Сатурн как планета управляет созвездием Козерога, то есть чистой властью «потому что», властью и автономией без причин, морали и обоснований. Золотой век Короля Сатурна — это время, когда право исходило из земли, от каждого, кто на ней живёт. И даже не вполне принадлежало людям как таковым, потому что источником всех событий в жизни, везения и невезения, блага и несчастья была природа (связанная с Луной, отвечающей за растения). Именно поэтому формой молитвы Сатурну была игра в кости — идеальное символическое выражение зависимости от природы и шанса, а не от ранга, статуса и вложенных усилий.
Мечты об автономии, власти и свободе крестьянина и полном равенстве людей перед лицом единственной настоящей силы (природы) — ностальгия о Золотом веке Сатурна — очень устойчивы. Недовольные ростом городов и денежной экономики древние персы не очень-то отличаются в этом от современных white supremacists.

3. Причём тут деньги? При том, что у Сатурна их нет! В Золотом веке нет денег, это мир натурального хозяйства и работы на своей земле. Племенная аристократия всегда имела землю (потому что могла её захватить и раздать), а вот те, кто не имели её, были вынуждены пользоваться деньгами и аккумулировать именно их. В масштабах общества это в первую очередь евреи и женщины (да, многие женщины, не имея права владеть землёй, работали за деньги в городах, в первую очередь в сфере храмовых секс-услуг). А также освобождённые рабы, то есть, по сути, «не-местные» (хотя часто как раз-таки местные, то есть жители завоёванных территорий), не совпадающие по этническому признаку с господствующим населением. Антисемитизм, мизогиния и расизм/ксенофобия — всё оттуда. Это очень стойкие отголоски тоски по Золотому веку и реакции человечества на изменения в экономике.

4. Хорошо, а зачем нам это сейчас? Где мы, а где — Сатурн с его Золотым веком? Культурная тоска по временам «свободного и автономного белого мужчины» до сих пор жива, хотя, как мы увидели, ей несколько тысячелетий. Эту утопию продавал Америке Джефферсон, а Германии — Гитлер. Она каждый раз доказывала свою несостоятельность. В Америке не получилось «свободных людей, работающих на собственной земле» — землю обрабатывали рабы (куда уж менее свободно). А Гитлеру не удалось ни найти достаточно немцев, желающих стать крестьянами на захваченных территориях, ни поддерживать экономику Рейха без денежной прибыли захваченных у евреев предприятий. Но это тоже всё в прошлом, а что происходит сейчас? В явном и агрессивном виде сатурнианская утопия стала основой философии современных радикальных консерваторов (снова white supremacists, а ещё — религиозные фундаменталисты), и не стоит думать, что это небольшая группа странных людей — политики этих взглядов управляют государствами.
Но культурные коды — гибкая штука, и они встраиваются, умеют маскироваться. Неолиберальный образ свободного независимого предпринимателя по сути мало чем отличается от образа покорителя Дикого Запада, а интернет для него — новый фронтир. Нам продают ту же самую идею, немного перекрашенную, но всё такую же нереалистичную. Экономические реалии поменялись, но утопические идеи — остались.

5. На самом деле, деньги и иерархическая власть ничего не сделали с концепциями «белого человека на своей земле», а только своеобразно встали им на службу (или сами взяли их на службу себе?) Поздний капитализм привёл мир в состояние, где белый «первый мир» экспортирует риски, опасность, неблагополучие и загрязнение в страны второго и третьего мира. Пытаясь для себя достигнуть всего светлого и утопичного из образа Сатурна и его царства, эти страны делают ярче и «Тень» Сатурна, вывозя её за свои пределы: непредсказуемость жизни, незащищённость перед лицом судьбы и природы, бедность и высокую смертность (а Сатурн — ещё и образ Смерти, да).

6. Возможный ответ на это — в переосмыслении (на личном и на общественном уровне) взаимоотношений людей с природой (Луной), землёй и друг другом. Лично мне всегда казалась проблематичной фраза «The future is feminine», но мне куда больше подошла бы мысль о будущем как о лунном. The future is Lunar — и в нём должно быть место идеям иррациональной (не нацеленной на прибыль или следование доктрине) магии чувства и эмоции, магии связи и эмпатии.

магия и капитализм
Если вы хотите прочитать книгу «Money Magic» на русском — напишите мне. Так я буду знать, что книгу ждут, и с большей вероятностью решусь попробовать купить права на перевод и издание.

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *